Великий скульптор ренессанса Донателло
Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. В 1401 году пошел работать в ювелирную мастерскую в небольшом городе Пистойе, расположенном недалеко от Флоренции. В 1403 году стал помощником и учеником Лоренцо Гиберти, который возглавлял одну из самых больших бронзолитейных и ювелирных мастерских во Флоренции. Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора. Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы. В 1412 года он был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер.
Первой работой Донателло из бронзы является статуя св. Людовика Тулузского, созданная им в 1422 году по заказу совета гвельфской партии для украшения церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Эта статуя представляет собой один из самых красивых памятников эпохи ренессанса. В настоящее время она хранится в музее при церкви Санта-Кроче. В 1427 году Донателло создал бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти, который хранится в Национальном музее города Пиза.
В период с 1430 по 1433 года Донателло работал над созданием бронзовой скульптуры Давида, которая являлась навершием фонтана, стоявшего во дворце Медичи. Эта скульптура стала первым памятником, стоявшим не у стены, как было принято ранее, а обозревался со всех сторон. Бронзовый Давид более полутора метров высотой, ставший своеобразным символом Флоренции в борьбе за свободу, был изображен обнаженным. Мастер смог очень живо изобразить гибкое мускулистое тело юноши, стоящего в расслабленной позе с мечом в руках, попирая ногой отрубленную голову Голиафа. В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии.
В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия. В тоже время Донателло работал над созданием бронзовых дверей Старой сакристии Сан-Лоренцо. В средине 1440-х годов Донателло начал работу над сооружением самого большого Алтаря, поражающего воображение множеством скульптур и рельефов. Основой Алтаря стали бронзовые скульптуры изображавшие Мадонну с младенцем на руках и шесть фигур святых.
В конце 1440-х годов Донателло работал над бронзовой статуей посвященной полководцу Эразмо да Нарни, носившему прозвище Гаттамелата. Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне. Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св. Антония и стала первым светским памятником того периода. Донателло смог создать мужественный образ уверенного человека, типичного героя эпохи Возрождения, имеющего яркие индивидуальные черты. Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям.
На закате своей карьеры Донателло отлил из бронзы большую скульптурную композицию изобразившую Юдифь, отсекающую голову Олофрену. Работу над ней автор смог закончить в 1460 году. Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Девушка, несмотря на героический поступок, выглядит бессильной и надломленной, ее рука держащая меч, как бы лишена силы. Бронзовая Юдифь является навершием фонтана, который был установлен во дворе палаццо Медичи. В настоящее время данную скульптурную группу можно увидеть в Палаццо Веккио, куда ее перенесли в после реставрации в 1986 году.
Последней работой Донателло считаются две бронзовые кафедры, выполненные для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить. Кафедры, посвященные истории Страстей Христовых и изображавшие эпизоды из Мистических преображений Христа были закончены учениками Донателло. Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность. Донателло умер 13 декабря 1466 года, но оставил после себя множество прекрасных произведений искусства, внесших изменения в привычную скульптуру того времени. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций. Он применял античные идеалы и возродил изображение обнаженных тел в скульптуре, стал первым, кто создал светский памятник.
Посмотреть работы Донателло можно в галерее.