Сэмюэл Еллин – художник по металлу
К середине 19 века художественная ковка в Европе находилась в упадке из-за промышленной революции. Трудоемкий процесс ковки был заменен литьем, и декоративное кузнечное ремесло оказалось на грани исчезновения. Французский историк сообщает о том, что последнее кованое изделие, созданное в соответствии с давними традициями было сделано в 1809 году и представляет собой ограждение собора Нотр-Дам. Сто лет спустя, в 1909 году молодой эмигрант по имени Сэмюэл Еллин создал кузницу на другом конце света и попытался воссоздать историческую ковку.
Родившийся в 1885 году в приграничной австрийской деревне, Сэмюэл Еллин с 12 лет обучался мастерству у известного польского кузнеца. В течение пяти лет молодой Еллин получал уроки традиционного кузнечного ремесла. На этапе работы подмастерьем начинающий кузнец осознавал, как практические уроки расширяли его познания в выбранной области. В 1902 году, когда Еллин покинул Польшу, чтоб увидеть своими глазами исторические кованые изделия по всей Европе, он уже смог получить от своего хозяина сертификат. Еще через несколько лет он покинул Европу и присоединился к своей семье, которая жила в Америке. В Филадельфии он поступил в художественно-промышленное училище музея Пенсильвании, где обучался различным методам металлообработки.
Свою первую студию Еллин основал в 1909 году, на тот момент его личный капитал составлял всего 150 долларов. Мастерская размещалась на верхнем этаже дома в Филадельфии, поэтому необходимые материалы приходилось поднимать через открытое окно. В 1915 году, свою студию Сэмюэль перенес на Арк-стрит, где и проработал всю оставшуюся жизнь. Свой бизнес Еллин называл «Сэмюэл Еллин работник по металлу». Это название позже стало синонимом формы мастерства. Еллин, определяя себя как работника по металлу, а не художника или скульптора, сознательно подчеркивал свои умения в качестве мастера.
В 1911 году Еллину было поручено сделать ворота для дома Дж. П. Моргана, что находился на Лонг-Айленде. После этого он создал еще множество различных работ и через год в журнале «Крафтсмэн» вышла уникальная статья «Мастер, как работник по металлу», что стало для него приятным комплиментом. Этот журнал в 1901 году основал мебельщик Густав Стикли для того, чтоб обсуждать ремесла, искусство и их значение. Автор статьи создал Еллину репутацию, как мастеру в одиночку возродившему искусство ковки, отметив при этом: «дух огня подчиняет металл, облекая его в изящные формы, а звон молота о наковальню, кажется почти эхом аплодисментов».
Ранние произведения искусства Еллина, созданные в 1915 году, свидетельствуют об изяществе руки художника. Железный прут изящно вытягивается и переплетается в виде многоуровневой сети из виноградной лозы. Каждая последующая ветвь тоньше предыдущей и образует единую форму лирически плавного арт нуво. Эти изящные формы характеризуют работы Еллина вне зависимости от масштаба.
Еллин считал, что каждый дизайнерский проект должен быть очевиден даже в мельчайших архитектурных деталях, что проявилось в кованой двери, созданной около 1920 года. Ее дизайн выполнен так, чтоб рука сама нашла путь и открыла дверь. Конечно, дверной декор относится к малым архитектурным формам, но Еллин благодаря тонкой обработке металла, придает им ощущение силы и благородства. Будь то большие или малые работы, государственные или частные заказы, Сэмюэль Еллин всегда придавал большое значение деталям.
Джон Рескин, авторитетная личность в культурных кругах в конце 19 века и начале 20 века, так описывал работы Еллина: «истинное украшение должно быть прекрасно на своем месте, а не где-нибудь еще». По мнению Еллина, самое главное, чтоб произведение искусства было гармоничным, каждая его, даже самая маленькая часть должна быть сделана умело, чтоб не получить негативной критики. Возможно, Еллин познакомился с Рескиным и эстетической теорией, во время оживленных обсуждений с клиентами, архитекторами, коллекционерами и кураторами.
Действительно, благодаря своей работе Еллин обзавелся связями с богатыми и сильными покровителями. Он создал кованые изделия для таких роскошных поместий, как Вандербит на Лонг-Айленде, Меллон в Питтсбурге, Дюпонт в Уилмингтоне, Истмэн в Рочестере, Форд в Детройте и Хайнц в Питтсбурге. Его работы украшают важные общественные места, в том числе монастыри, университеты, включая Принстон, Йель и Гарвард, собор Грейс в Сан-Франциско и Вашингтон собор в Вашингтоне. Основная часть, созданных им кованых изделий продавалась в мастерской Еллина в Филадельфии.
Сэмюэль Еллин настаивал на том, чтоб чертежи созданные архитекторами, с которыми ему приходилось работать, были вывешены на стену. Это позволяло ему обсуждать элементы дизайна и методы строительства, не обращаясь, каждый раз с просьбой показать чертежи. Рабочие чертежи Еллина были важным инструментом общения, с момента проектирования до установки. Но рисунков было недостаточно для работника по металлу, как он сам себя назвал. С эстетической и практической точки зрения Еллин настаивал, чтоб проекты были воплощены в металле. Когда он созрел профессионально, он решил, что готов поделиться знаниями с благодарной аудиторией. Тогда Еллин написал заметки на тему романтического материализма для энциклопедии «Британика»
В первой половине 20 века страну охватил строительный бум, и студия Еллина получила беспрецедентную поддержку. Еллин пропагандировал эестетические принципы и использование в строительстве ручной работы. Он критиковал те, архитектурные бюро, которые не поддерживали его точку зрения. В 1925 году в своей статье для издания «Западный архитектор», ставшей началом важного диалога между мастерами и архитекторами, он попытался определить рабочие отношения, позволившие обеспечить плодотворное сотрудничество между ними.
Сэмюэль Еллин сопротивлялся механизации технических процессов, которая в 20 веке заменила ремесленное искусство 19 века. Когда на крупных заводах устанавливали конвейеры, чтоб увеличить скорость производства, в мастерской Еллина сохранялся индивидуальный ручной труд. Обсуждение творчества Сэмюэля Еллина было бы не полным, если не упомянуть кованые изделия, которые он выполнил для банка. На протяжении своей карьеры он оформил несколько интерьеров банка. В 1920 году Еллин создал, возможно, самую большую в Америке комиссию из кованого железа для федеральной резервной системы. На выполнение этой работы потребовалось 200 тонн кованого железа и более 250 рабочих.
В 30-е годы 20 века началась Великая депрессия, изменившая эстетические предпочтения. Спрос на работу Еллина снизился, доходы кузнецов уменьшились. После смерти мастера в 1940 году, осталось множество рисунков, фотографий и эскизов. По размаху замыслов Еллин стоит рядом с Густавом Стикли и Анни Альберс, как мастер раннего движения студии «Ремесло». Он относится к первому поколению американским мастеров, оставивших свой след в новом веке, когда была сделана попытка сформулировать теорию, на основе которой, будут оценены их работы. Эта теория опиралась на теорию Рескина и его ученика Уильяма Мориса, поставивших ремесло на один уровень с изобразительным искусством. Их усилия объединились в движении, которое охватило народ в новом тысячелетии. Они искали истинный американский стиль.
Сэмюэль Еллин был мастером идеалов. Он смог перевести идеал на язык творчества, в соответствии со своим собственным опытом. На пике карьеры Сэмюэль Еллин преподавал в Пенсильванском университете, в чикагском архитектурном клубе, в нью-йоркской художественной лиге, а также путешествовал по Европе и давал консультации в музее Филадельфии. Он постоянно совершенствовался как мастер, и подчеркивал свою личность путем сознательного определения себя как кузнеца, как работника по металлу.